Уроки свободы: бумеранги не возвращаются.

Алла Староселецкая

"Что есть свобода, если не возможность изменяться?" - Тверский

Каждый определяет свободу по-своему. Великий и неповторимый Шолом-Алейхем в завещании просил, чтобы о нем вспоминали с улыбкой. Мы улыбаемся и помним его никогда нестареющую мудрость: "Евреи – умные люди, но им не хватает ума, чтобы скрыть свои мысли." И это, пожалуй, правильно, потому что, там где два еврея, там три мнения. Для иммигрантов это не только типично, но и необходимо.

День Независимости Америки - один из самых больших праздников в Америке, празднующей свою СВОБОДУ. Наше поколение иммигрантов, как и многие другие поколения, приехали уже в свободную страну, где положено уважать чувства и мысли каждого и всех. В этой стране нет обязательной явки на парады, не нужно выкрикивать бессмысленные лозунги и посещать собрания, на которых всегда провозглашалась "дружба народов." И на этой земле нам предстояло построить дом. Надеюсь, что Вы помните знаменитую фразу: "Не уверен - не уезжай!" И мы были уверены, что свободная Америка станет нашим домом. Недавно, выступая на Израильском телевидении, режиссер и постановщик Роман Виктюк назвал Советский Союз самой большой тюрьмой мира. Согласно его определению, все мы вышли из "тюрьмы", не имея опыта жизни в свободной обществе. Да, и причины выхода у каждого свои. С Романом Виктюком можно спорить до бесконечности, но в одном он прав: мы ничего не знали о реальной свободе.

Урок истории - это урок свободы. А свобода - это возможность выбора. Умение выбирать - это умение отвечать на вопросы. А знаете ли Вы, что иудаизм – единственная культура, которая основана на книге, построенной на вопросах. В Талмуде используется более двадцати слов для обозначения понятия вопроса о свободе. Это не синонимы, а слова, относящиеся к вопросам о разных оттенках и смыслах свободы. В своих многочисленных выступлениях и интервью известный раввин, ученый, комментатор и переводчик Талмуда, автор трудов по исследованию кабалы Адин Штейнзальц не раз вспоминал, что когда он возвращался из школы, родители спрашивали его не о том, хорошие ли оценки он получил, а о том, хорошие ли вопросы он задавал. К сожалению занятые гонкой за " золотым теленком" победители и побежденные редко задают ХОРОШИЕ вопросы о свободе , полученной после выхода из "тюрьмы." А надо бы ...., потому что дом можно построить, но без свободы комфорта в нем не будет. Так давайте извлечем уроки свободы, которой мы подчас так неразумно и бездарно пользуемся.

Урок 1. Чтобы понять свободу, нужно ее потерять. Исторически сложилось, что теряя свободу , евреи становились гонимой "пятой" колоной. Когда 4000 лет назад, спасаясь от голода, евреи в количестве 76 человек пришли в Египет, понятие свободы, если они и знали уже, что это такое, было в их сознании не более чем абстракцией. Они прекрасно жили на этой плодородной земле и занимались привычным для себя делом – скотоводством и земледелием. Численность народа быстро росла . И так продолжалось достаточно долго. Но вот к власти в Египте пришла другая династия. И сразу же был поднят "еврейский вопрос": вдруг на Египет нападут враги , а непомерно выросшие числом евреи будут их " пятой колонной" . Нужно условия их существования сделать невыносимыми, ограничить численность путём сокращения рождаемости, обязать выполнять тяжёлую работу. Фараон приказал : взрослых евреев – на пирамиды, а всех рождающихся мальчиков -евреев – убивать . Когда спросили у императора всея Руси Николая II о том , какова будет судьба 6-миллионов евреев в его государстве, которые были наиболее урбанизированными и грамотными среди других этнических груп, ответ был почти таким же: часть из них эммигрирует, часть ассимилируется, остальные погибнут в погромах. И пламя еврейских погромов заполыхало с невиданной силой. И каждый раз, становясь "пятой" колоной, евреям грозило " окончательное решение" еврейского вопроса, названное Холокостом. От могущественного решения одного человека зависила судьба народа, который всегда выбирал свободу , а не " окончательное решение." И если Вам зададут вопрос: "Где найти свободное общество ," я надеюсь Вы ответите: "Там, где живут евреи." Мы живем и творим, потому что мы свободны .

Урок 2. Мы все должны успеть - один из нестареющих лозунгов Голды Меир . Страна, где по сей день правит ЖЕЛТЫЙ ДЬЯВОЛ, предлагает всевозможные пути для достижения успеха. И каждый решает , каким путем идти. В современном мире понятие "трусости", "подлости", "дружбы" размыты и покрыты жестким слоем красивых рекламных слов. В этой ситуации иммигранты совершенно не могут определить, что такое УСПЕХ. Кто и когда спрашивал полусвободных евреев -иммигрантов: " Что такое УСПЕХ в Америке?" И полусвободны они потому, что старые понятия для них не работают, и новых они не понимают: в окне Манхэттен, а в телевизоре - генерал КГБ Путин. Готовя эту статью, я заглянула в журнал , издаваемый Министерством Иностранных Дел США, и нашла самое мудрое определение успеха : "Америка верит в самостоятельность и чтит людей, которые сами добиваются всего , причем теперь это относится не только к мужчинам, но и к женщинам. Герои Америки приходят из ниоткуда и всего добиваются сами. ...американцы считают, - в применении к самим себе и другим людям - что корни могут обогащать их жизнь, но не определять их судьбы, и пристрастие к выбору - это память о том, что удалось выйти из жизненного тупика в тех старых культурах и создать в Новом свете жизнь, которую человек сам выбирает для себя. В обществе, находящемся в постоянном состоянии становления, нет социальных и экономических абсолютов и нет скидки на неспособность улучшить свою жизнь, какова бы ни была причина. Американское общество ВСЕГДА сочетает этику выбора с бесконечным разнообразием традиций, идей и возможностей." В этой стране право выбора и готовность нести ответственность за принятое решение приносит успех. И если Вам зададут вопрос : "Где можно добиться успеха?" ответ всегда может быть один: "Там, где есть свобода." Успех будет, потому что мы свободны.

Урок 3. В основе антисемитизма лежит бездарность - провозгласил Бердяев . Чего скрывать, пакуя чемоданы в далекую Америку, мы надеялись попасть в общество БЕЗ... болезней Старого Света. Не тут то было... В этом стране существуют евреи, существуют антисемиты и СУЩЕСТВУЕМ МЫ, которые мечтают жить в обществе, свободном от неизлечимой болезни души. Кто сказал, что иммигрантом быть легко ? В новой стране все приходится начинать по-новому: мы уже не "советские люди", но еще и не американцы; мы не "русские", но и не евреи для многих. Вы будете смеяться, но евреем-иимигрантом быть трудно не зависимо от времени, страны и ее руководителей или возраста, особенно для "не перевоспитанных " царями и мавзолеями. Помните, как писал Йосиф Бродский: "Мы дали вам Христа - себе в ущерб. Мы дали Маркса вам - себе на горе." Давайте не гадать на кофейной гуще, предвкушая день смерти последнего антисемита и нашей окончательной победы . Общество невозможно освободить от бездарностей, и только в свободном обществе бездарности не могут подделать печать таланта. Оказывается, что вечный вопрос: "Как излечить общество от антисемитизма?" имеет ответ: "Только свобода может победить антисемитизм."

Урок 4. "Патриот" Эскин + "Изменник" Мстиславский - это и есть свобода. Вы знаете, рассказывают , что как-то на встрече с Голдой Меир госсекретарь США Генри Киссинджер заявил: "Я в первую очередь гражданин США, во -вторых , госсекретарь Соединенных Штатов, и только после этого - еврей!" - "Меня устраивает, - якобы ответила Голда Меир. - Мы ведь читаем справа налево ". Проблема "патриотов и изменников" также стара, как и вечная дилемма между отцами и детьми, потому что каждый старается доказать свою правоту. Замечено, что те, кто кричит громче всех, требуя свободы, а многие советские евреи в том числе, не очень охотно терпят ее. И Зигмунд Фрейд дал этому неожиданно правильное объяснение : " Большинство людей в действительности не хотят свободы потому что она предполагает ответственность, а ответственность страшит большинство людей." Удивительно, что не имея опыта жизни в свободном обществе, многие люди даже не подозревают об ответственности.

Математика - наука ответственная, и только цифры могут победить в этой дискуссии. Недавно русская служба BBC опубликовала интервью с руководителем департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борухом Гориным, который смело заявил, что в 2003 в Россию вернулось из Израиля 50 тысяч человек, а эмигрировало 10 тысяч. Причиной их возвращения Горин считает то, что "сейчас в России можно заработать больше, чем в Израиле. И получается, что некоторые иммигранты решают возвратиться туда , где все еще больше говорят о свободе, чем гарантируют ее. Когда я прочитала об этом, то мне хотелось воскликнуть : "Навсегда???" И сама себе ответила: "Только на время, потому что уроки свободы не могут быть забытыми." И даже живя в "старой стране" с "новыми" порядками , они будут первыми, кто объяснит суть реальной свободы, понимая, что свобода не терпит двойных стандартов.

Уважаемые "Патриот" Эскин и "Изменник" Мстиславский (я уважаю Вас за то, что Вы достаточно свободны писать о Ваших реальных чувствах, большинство людей трусливо продолжает молчать),

Уважая Вас, я прошу не прикалывать ярлыки на костюмы ВСЕХ, кто только почувствовал свободу. Вообще, учиться свободе намного труднее, чем Вы думаете. Да, я понимаю, что среди нас много тех, кто трусливо ищет пути перебраться из Израиля в Америку; кто не голосует, отстаивая беспринципную позицию:"А мы не знали, что будет так близко"; кто, уезжая из Советского Союза, произносил исторически правдивую фразу: "Если бы мы знали, что нужно будет эммигрировать, то женились бы на еврейках." Но среди нас есть и те, чью преданность нельзя измерить, и это не праздные слова . И неважно, где они живут, эти люди преданны СВОБОДЕ. И если Вас спросят: "Как разрешить проблему "патриотов и изменников," то решением этого спорного вопроса может быть только один ответ: "Только свобода может дать "патриоту" Эскину и "изменнику" Мстиславскому право быть выслушанными и услышанными НАРАВНЕ." Я надеюсь, что Вы помните , что 18 октября 1976 г. в приемную Президиума Верховного Совета СССР пришли 13 евреев с ПРОСЬБОЙ объяснить причины отказа в выезде в Израиль. Не получив ответа, они на следующий день вновь пришли, но через несколько часов были схвачены милицией, вывезены за город и избиты.

Урок 5. Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас. Спросите себя, что вы можете сделать для своей страны. Д. Ф. Кеннеди

Выйдя из "тюрьмы", как ни странно, многих тянет обратно. Ведь людей, кроме всего прочего, еще и тянет туда, где их всегда считали "своими," постоянно внушая: " Раньше думай о Родине, а потом о себе". И судя по цифрам думали: никто и никогда не забудет вклада советских евреев в каждую область жизни советского общества. Списки имен бесконечны . Но несмотря на это, "своими" нас многие не считали. Нам так хотелось быть самим собой, гордиться НАШЕЙ ПЯТОЙ графой и праздновать НАШИ праздники во Дворце Съездов . А возможно ли это было?... Не нужно отвечать.

И если Вам зададут вопрос: "Что изменилось в вашей жизни в иммиграции?", пожалуйста ответьте : "Мы получили СВОБОДУ!"

Начав словами Шолом-Алейхема , хочется и закончить, упомянув его имя. Совсем недавно один из журналистов взял интервью у Бэл Кауфман, внучки Шолом-Алейхема. Ей 92 года , и она пригласила его к себе в дом , в котором со стен смотрят фотографии Шолом-Алейхема и всех его детей, внуков и правнуков, разбросанных еврейской судьбой по миру. Собираясь уходить , журналист заметил книги бывших земляков - Шолом-Алейхема и Шевченко, стоящие рядом на полке, "чтобы они подружились." "Может быть книги, подружившись, помогут подружиться людям," - подумал журналист. "Может быть люди и могут подружиться, но ЖИТЬ МЫ БУДЕМ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ СВОБОДА. Многие бумеранги не возвращаются . Выбирают свободу." - подумала Я.