Много
лет тому
назад я
работала в
одном из местных
американских
банков и по
работе мне
приходилось
разговаривать
с клиентами этого
же банка.
Иногда в банк
приходил
молодой
Афро-Американец,
который был
сотрудником
синагоги недалеко
от банка.
Один раз я
решила
поинтересоваться
его работой в
синагоге, и
он не был
удивлен: "Я
преподаю
Холокост."
Увидев выражение
моего лица,
он пояснил:
"Евреи до сих пор
чувствуют
боль и все
еще не могут
быть
объективными.
Я могу это
делать
лучше." Eго
ответ
навсегда
запомнился
мне.
Несколько
недель тому
назад на
Интернете появилось
совсем
неблокадное
видео "Я -
блокадница"
с участием
Ольги
Бузовой. Я не
хочу быть с
теми, кто
быстро и по
делу начали
критиковать
героиню за
откровенно
рекламное
видео, но я
очень хочу быть
услышанной
теми, кто
также быстро
и без дела
начали
создавать
поведенческие
стереотипы,
основанные
только на
личной нужде,
которая и без
длинных
объяснений
пахнет просто
плохо.
Я
- не
блокадница, я
- не
гражданка
России, я не ищу
славы и
похвал, но я
хочу, чтобы
исторические
факты
помогли
Ольге
Бузовой и
всем поклонникам
непахнущих
денег понять,
что именно
запах денег
становится
главным
жизненным
фактором для
тех, кто
решает наши
судьбы.
И
мой, надеюсь,
нескучный
рассказ
начнется с
почти
рядового
интервью
бывшего
Президента
Франции Жака
Ширака журналисту
CNN
Кристиан
Аванпур в 2003
году, когда
именно он, глава
государства,
отказался
поддержать военную
компанию в
Ираке. На
аккуратно
сформулированную
и довольно
провокационную
фразу: "Дело в
том, господин
Президент,
что в Америке
многие
думают, что
это просто
потому, что
вы друг или
приятель Саддама
Хусейна. Также
в Америке
слышатся
постоянные
обвинения в
том, что
Саддам
Хусейн вложил
деньги в одну
из ваших
предвыборных
кампаний. Как
вы
среагируете
на это?",
Президент
ответил: "Это
миф." И еще
добавил:
"Как говорят
французы, чем
длиннее
история, тем
быстрее люди
верят в нее"
И
история
началась в
далеком 1940
году, когда
маленькому
Жаку было
всего 8 лет.
Это не просто
история, это
жизнь
большой
страны, в
которой и по
сей день не
утихают
споры о тех
днях, когда
свободолюбивая
Франция стала
частью
Третьего
Рейха. Тогда
о Победе
никто и не
думал, но
всего через
несколько
лет став
свободным,
французский
народ никогда
не смог
освободиться
от груза тех
событий,
которые
заставляют
всех
задуматься о
цене
предательства,
оккупации,
победы и даже
сотрудничества. Сорок
лет ждала
Франция
приговора
для бывшего
гестаповца
Клауса Барбье,
которого
называли
лионским
"мясником"
и еще
понадобилось
10 лет, чтобы
теперь уже Президент
Франции Жак
Ширак в своей
речи о депортации
13 000 евреев в
концентрационные
лагеря
впервые
признал: "В
тот день
Франция совершила
непоправимое."
И еще двадцать
лет мир ждал
фильма
Александра
Сакурова "Франкофония"
(2015) о том, как
спасали
сокровища
Лувра. Кому
нужен Париж
без Лувра? Я
просто
уверена, что
эти люди
верили, что и
Париж и Лувр
никогда не
подчинятся
законам Третьего
Рейха.
Его
звали Фриц Бауэр.
Он не только
ждал, но он
сделал все,
чтобы
Адольфа
Эйхмана
судили в
пост-нацисткой
Германии. О
нем создали
фильм, сцену
из которого
просто
нельзя
забыть.
Сотрудники служб
безопасности
Германии
приехали в аэропорт
только из-за
одного
пассажира,
который
вылетал в
Израиль.
Прекрасно
поняв бездеятельность
немецких
властей, Фриц
едет в Тель-Авив
на встречу с
работниками
МОССАДА и
везет
доказательство
местонахождении
Эйхмана
Они знают
зачем и куда
он едет, его
не останавливают,
за ним просто
наблюдают. И
все мы знаем
конец:
Германия
никогда не
вынесла
приговор
своему
преступнику.
Адольфа
Эйхмана
судил народ,
которому
всегда в чем-то
отказывают.
Есть
в истории
времена,
когда народы
не хотят
судить своих
преступников.
И видимо только
суд своего народа
воспитывает
ответственность
перед своим
народом. А
все
начинается с
почти неуловимого
момента,
когда именно
"самые лучшие"
забывают о
том, что и
успех и
деньги приходят
с разным
ароматом, и
именно за
этот душок им
предстоит
ответить. И
их имена не
забываются.
Жорж
Сименон (автор
почти 500
романов и
создатель
знаменитого
персонажа
комиссара
Мегре). По сей
день многие
не могут
придти к
единому
мнению по
поводу
позиции
писателя во
время Второй мировой
войны. В 2002 году
в британской
газете "The guardian" журналист
Марк Лоусон (Mark
Lawson) написал
: "Позже
Сименон
требовал
защиты в
соответствии
с популярной
послевоенной
формулой во
Франции - что
он работал "под"
нацистами,
а не на них - и
освободительное
правительство,
несмотря на
расследование,
не нашло
достаточно
доказательств,
чтобы депортировать
или казнить
его. Тем не
менее вина и
страх перед
его военным
послужным
списком сделали
его
добровольным
изгнаником
из Франции. К
тому же
будучи
молодым
репортером в
Бельгии, он
написал
антисемитские
статьи. Я пришел
к выводу, что
он был скорее
про-Сименоном,
чем
про-нацистом.
С эгоизмом и
политической
наивностью
многих
художников,
он просто не
мог
смириться с
тем, что
что-то тривиальное,
как мировая
война, может
прервать его
карьеру." И
это статья не
поставила
финальную
точку в
спорах о
Сименоне. В 2011
году в американском
журнале "New Yorker"
появилась
статья
Джоан
Асопеллы (Joan Acocella):
"Его
действия во
время войны
довольно
спорные. Четыре
из девяти
фильмов,
экранизированных
по его книгам
во время
оккупации,
были сняты, и
он знал об
этом,
компанией,
управляемой
нацистами.
Для этой
организации
он также подписал
заявление о
том, что он
ариец. Пьер
Ассулин
говорит, что
Сименон не
был ни коллаборационистом,
ни
сторонником
сопротивления,
а просто
оппортунистом.
Алан Райдинг
(Alan Riding) в своей
недавней
беспристрастной
книге об
оккупации "И
шоу
продолжалось" также
отмахивается
от дела
Сименона. Но
большинство
людей прошли
через
серьезные лишения
во время
войны. Тем
временем
Сименон разбогател
(в основном
за счет
именно этих
фильмов). И
вот, когда
оккупация
закончилась, комитет
по чистке
Союза
писателей
Франции
начал
изучать его
дело. Сименон
действительно
был напуган,
так как
некоторым
авторам по
рекомендации
комитета
было
запрещено публиковаться,
и в 1945 году, и
используя
первую
возможность,
он
отправился
со своей семьей
в Северную
Америку."
Сергей
Лифарь (французский
артист
балета,
балетмейстер,
теоретик
танца,
коллекционер
и библиофил
украинского
происхождения).
Василий Яновский
в своей книге
"Поля
Елисейские.
Книга памяти"
(2012 г.) посвятил
несколько
параграфов
одному из
главных
консультантов
по французской
культуре во
время войны:
"Он же ездил в
Берлин по
специальному
приглашению
Геббельса
обсуждать от
имени
"французского
искусства"
вопросы
организации
зрелищ в
новой Европе,
неизменный
собутыльник
чинов
германского
командования
в Париже, участник
гомерических
попоек,
которые гестапо
устраивало в
столичных
кабаках.
"кореавтор"
Лифарь особенно
отличился во
время
посещения Парижа
Гитлером. В
программу
пребывания
фюрера в
столице
Франции
входил
осмотр здания
Оперы, по
причинам
полицейского
характера
осмотр этот
был назначен
в необычно
ранний час (6
часов утра).
Из 1500 человек
персонала парижской
Оперы
(артисты,
служащие,
механики и т.
д.) не нашлось
никого, кто
согласился
бы принимать
зловещего
гостя; никого
если
не считать
Сергея
Пифаря,
который был поздно
ночью
извещен
своими
немецкими друзьями.
Он встретил
Гитлера и его
свиту внизу, у
парадной
лестницы, и
водил гостей
по всему
зданию "(Скамья
подсудимых
без ЛиФаря //
Русские новости.
1945. 10 августа. С. 7). В
августе 1945 г.
постановлением
министра внутренних
дел Франции
Лифарю было
запрещено
пребывание
во Франции."
Луи Виттон (французский
дом моды,
основанный в
1854 году) В 2004 году
французская
журналистка
Стефани Бонвичини
(Stephanie Bonvicini)
написала
книгу "Louis Vuitton A French Saga",
в которой
описала как
члены семьи
Виттона
активно
помогали
марионеточному
правительству
во главе с
маршалом
Филиппом Петеном
и
разбогатели
во время
немецкой
оккупации. И
сразу после
публикации
появились "красивые"
разъяснения,
спасающие
репутацию
дома моды.
Кэролайн
Бабулле,
пресс-секретарь
издательства
Fayard, которое
опубликовало
книгу,
сказала: "Мы
не
оспариваем
описанные факты."Нынешний
владелец
дома моды LVMH
является одним
из
крупнейших
рекламодателей
во Франции
тоже
прокомментировал
факты: "Это
старая
история.
Книга
охватывает
период, когда
компания
была
семейной и
задолго до того,
как она стала
частью LVMH."
Другой
представитель
LVMH сказал
сатирическому
журналу "LE CANARD ENCHAINE":" Мы
не отрицаем
факты, но, к
сожалению,
автор
преувеличил
эпизод Виши.
Мы ни на кого
не давили.
Если
журналисты
хотят
подвергать цензуре
себя, то это
нас вполне
устраивает ".
Мендель
Школьникоф (Mandel Szkolnikoff еврей из
Белоруссии с
немецким
паспортом). В
2013 году в
издательстве
Одил Джейкоб
(Odile Jacob)
вышла книга
Рено де
Рошбрюн и
Жана-Клод Хазера
"Меценаты в
Париже".
Именно из
этой книги
многие
узнали, что
Школьникоф
был одним из
самых
значимых
фигур в
оккупированной
нацистами
Франции. Он
заработал
состояние,
поставляя
текстиль
войскам СС и
немецкому
флоту. В
конфиденциальном
отчете за август
1944 года
говорится,
что
Школьников 'от
имени
гестапо' контрабандой
перевозил
ювелирные
изделия,
золото и
драгоценные
камни из
Франции. В
июне 1945 года он
был найден
мертвым в
Мадриде. И
еще через 3
года в 2016
французский
журналист и
историк Пьер
Абрамовичи (Pierre
Abramovici) написал
книгу о Менделе
"Школьников:
еврейский
контрабандист
Гитлера"Многих
удивил выбор
темы книги и
ответ
автора был
необычайно
точным: "Я
хотел описать
неизвестную
историю о
том, как
нацисты
разграбили
Францию. Он
был самым
богатым
человеком во
Франции, и
судебное
тяжба за
наследство,
заработанное
с помощью
нацистов,
после его
убийства
была самой
длинной в
истории
Франции."
И
наконец, Коко
Шанель (французский
модельер,
основавшая
модный дом "Chanel").
О знаменитой
женщине
хотят знать
все, но не многие
ассоциируют
ее имя с
одним из ее
любовников,
немецким
офицером
Бароном
Гансом Гюнтер
фон Динклаге.
В 2011 году
американский
журналист
Хэл Воган (Hal Vaughan)
в своей книге
"В постели с
врагом:
тайная война Коко
Шанель"утверждает,
что Шанель
сотрудничала
с германским
правительством
во время
Второй мировой
войны. По
словам
историка, она
не просто
поставляла
немцам
информацию,
но и официально
числилась в
немецкой
разведке.
Говорят,
время лечит,
и послевоенные
поколения
никогда не
почувствуют
боли утраты
близких. Их
уважение
будет другим
и почти
непонятным
для тех, кто
делит мир на
до и после
войны. Но
именно
сейчас мы можем
возвратиться
и написать
историю, достойную
уважения
именно тех
поколений, которые
никогда не
почувствуют
боль утраты.
Мы можем это
сделать
лучше.
Учитывая
возраст Ольги
Бузовой, я
специально
подобрала
примеры из
жизни тех,
кто вызывает
интерес и споры
в наше время.
И интерес
поддерживается
не только
желанием
издать еще
одну книгу, а реальным
ответом на
вопрос о цене
свободы и
предательства.
Я хочу, чтобы
слово "блокадница"
стало еще
одной
причиной
дописать историю.
И дописывать
будут те, кто
никогда не
почувствует
боль
утраты.