Удачный гешефт или проданный Холокост
Алла Староселецкая
"Нет бизнеса, подобного Шоа-бизнесу" - Абба Эбан.
"Историки
фальсифицируют
прошлое,
идеологи
— будущее,"
- Жарко
Петан
О Нормане Финкельштейне говорят и пишут много: преклоняются и отвергают, цитируют и критикуют, учатся и не понимают. Но больше всего спорят о его взглядах на "Shoah business". Так кто же он: американский диссидент или "чужой" среди своих?
Профессор Норман Финкельштейн (1953г - ) родился в Бруклине в семье еврейских иммигрантов из Польши, бывших узников Варшавского гетто и лагерей смерти Майданек и Освенцим. В 1988 году защитил докторскую диссертацию в университете Принстона по теории сионизма. Автор книги, ставшей в течении нескольких недель международным бестселлером "Индустрия Холокоста" ( "The Holocaust Industry: Reflections on the exploitation of Jewish suffering" ) и переведенным на 24 языка народов мира. Только в Германии за несколько недель было продано 130 000 экземпляров этой книги на немецком языке. В 2003 году книга была переведена на русский язык и издана в России. Самое интересное, что один из корреспондентов Палестинского информационного Центра поинтересовался, много ли русских читателей ознакомились с этой книгой. К сожалению не многие, так как книга была моментально раскуплена. За последнее время он написал еще несколько книг и стал создателем документального фильма "The Final Insult", показанного Британским телевидением. Работая над книгой о Палестине, он жил на оккупированных территориях в палестинских семьях. Его лекции были самыми популярными среди студентов. Он был и остается трибуном свободы слова.
Несмотря на то, что в своей жизни Оноре де Бальзак был плохим коммерсантом, он все-таки метко заметил: "Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, - не находит никогда!" На сей раз "находчивые кладоискатетели" решили подзаработать на "секретах" Освенцима и Майданека. И как всегда, деньги не пахнут, в отличие от тех, кто их получает. А кто же их получает?.. На этот и другие вопросы отвечает профессор Норман Финкельштейн.
За 60 лет понятие Холокоста прошло трудный путь: от молчания до отрицания. И в этом нет ничего странного, так как история человечества - это всемирный суд. И суд проходит через разные стадии понимания процессов. Но все же для многих из нас Холокост был и остается семейной историей. Ваши родители прошли жестокий путь и, не смотря ни на что, выбрали свободу. В период Вашего нравственного становления, Вы были свидетелем их борьбы за новую жизнь. Как Вы узнали о прошлом Ваших родителей и как прошлое уживалось в Вашем семье с американской действительностью?
Норман: Прежде всего мои родители никогда не говорили о том, что произошло с ними и со всей родней, более того, они старались не дискуссировать на тему Холокоста со мной. Например, мама постоянно говорила о моральных и философских уроках нацистского Холокоста. Мои родители никогда не ассимилировались в Америке, они так и не смогли почувствовать себя американцами. Переживши ужасы, они даже не смогли определить для себя, что такое "американская свобода." Ни смотря ни на что, их статус никогда не изменялся: они оставались "отказниками"
Принято считать, что фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его от того, чего они не понимают. В своей знаменитой книге "Моя борьба" Гитлер (Adolf Hitler "Mein Kampf") четко определил евреев как нетерпимых фанатиков: "Что еврейское мировоззрение насквозь проникнуто чертовской нетерпимостью, это конечно верно. Но сломить евреев мы можем только в том случае, если сами проявим такую же нетерпимость, если обнаружим еще более сильную волю и будем с тем же фанатизмом защищать другое мировоззрение, в существе своем, разумеется, правдивое и чистое." Можно ли считать, что определение "еврейского мировоззрения", сделанное слепым фанатом, стало причиной Холокоста?
Норман: Определение причин Холокоста в нацистской Германии остается очень трудной задачей для всех, кто пытался докопаться до истины. По сей день историки не могут найти общего мнения почему это случилось и когда возникла эта идея. Поверьте, это совсем нелегкая задача. И сегодня дебаты по поводу причин Второй мировой войны остяются открытыми.
Между прочим, на днях редакция немецкой радиостанции “Немецкая волна”, ссылаясь на интервью в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, сообщила, что мюнхенский профессор Хорст Меллер выступает за издание на немецком языке книги “Майн кампф” Адольфа Гитлера, не публиковавшейся в Германии с 1945 года. Журналист одной из московских газет тут же обратился с несколькими вопросами к профессору Меллеру. Оказывается, речь идет не об обычном, а о “научном издании”. Научное издание должно было бы развенчать мифы о запретной книге."Правительство Баварии препятствует появлению научного издания. В 1945 году Бавария унаследовала все авторские права, принадлежавшие располагавшемуся в Мюнхене партийному издательству НСДАП, с целью препятствования переизданию текстов Гитлера — как с коммерческой, так и с идеологической точки зрения. Данная ситуация с авторскими правами не изменится до 2015 года. Однако по закону через 70 лет после смерти автора права заканчиваются, и тогда любой издатель может издавать любой текст. Во многих странах доступны интернет-версии “Майн кампф” издания 1945 года. Однако эти издания не снабжены комментариями и с точки зрения пропаганды могут представлять опасность для общества," - объяснил профессор Мюллер. Как бы Вы отнеслись к изданию подобной НАУЧНОЙ книги?
Норман: Я думаю, что довольно неразумно запрещать издание "Mein Kampf". Как можно противостоять идее, если никто не проанализировал аргументы тех, кто защищяет эту идею. Даже если эта идея не имеет положительной сути, ее запрещать нельзя. Используя эту идея, необходимо прибрести опыт борьбы с ультра радикальным поведением. Если бы немецкое общество серьезно относилось к проблеме возрождения фашизма, то изучение "Mein Kampf" было бы введено в школьную программу. Даже сейчас немецкое общество не воспринимает серьезно Холокост. Поверьте, эти все усилия не больше чем, хорошо составленный сценарий.
Свою книгу Вы начали словами раввина Арнольда Волфа (Rabbi Arnold Jаcob Wolf, Hillel Director, Yale University): "Я думаю, что Холокост был продан, оставшись не изученным." Всего через 60 лет после трагедии журналисты опубликовали интересную цифру: 45% жителей туманного Альбиона ничего не знают об Освенциме. И не смотря на это, Холокост стал выгодным бизнесом. Более чем 150 лет тому назад немецкий еврей, поэт и писатель Мозес Борух Ауербах (Moses (Moyses) Baruch Auerbach(1812 - 1882)) вывел мудрую финансовую формулу: "Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство." Несмотря на время, формула работает безупречно особенно, если говорить об искусных пользователях храбро нажитых и мудро сохраненных денег тех, кого в порыве безумия нацисты предрекли к смерти. Я позволю себе процитировать строки из Вашей книги: "Счета по оплате оплату услуг, представленные группой адвокатов, "защищавших интересы бывших узников лагерей смерти" перед Советом Швейцарских банков, достигли 15 миллионов долларов, некоторые из адвокатов требовали по 600 долларов за час. Один из них потребовал заплатить ему 2400 долларов за чтение книги Тома Боувера "Золото нацистов." Зарплата Саула Кагана, длительно занимавшего пост Секретаря Claims Conference Fund, составляла 105 000 долларов в год. Бывший сенатор от штата Нью-Йорк Альфонс Д'Амато получал 350 долларов в час, выполняя посредническую роль в деле выплаты компенсаций жертвам нацистских репрессий от немецких и австрийских банков." Этот список можно продолжать, хотя многим и сейчас неудобно говорить об этом. Длительное время Вы были одним из немногих, кто нашел в себе смелость говорить о "Shoa-business" открыто. Вас даже называют "диссидентом." Как мы знаем, диссидентом быть не легко: если Вы говорите правду, вас не любят. Прежде всего, считаете ли Вы себя диссидентом?
Норман: Сегодня уже многие понимают, что евреи часто эксплуатируют идею Холокоста. Мои идеи уже не новы. Конечно, я был одним из первых, но кто-то же должен быть. Те, кто пришли к этим выводам позже, чувствуют себя более уверенно. Первые - всегда диссиденты.
В интервью ВВС вы заметили, что не легко отстаивать свои знания и мнения, это часто наносит ущерб Вашей карьере и личной жизни. Но сегодня Вы уже не один. В прошлом году, оставив в Брюсселе мужа и двух взрослых детей, Шанталь Маас сменила место жительства. 54-летняя бельгийская еврейка, бабушка которой погибла в нацистском лагере смерти, а другие родственники — во время послевоенного антисемитского погрома в Польше, переехала жить… в Освенцим. И первое, что ее поразило - это масштабы коммерциализации бывшего лагеря смерти нынешними польскими предпринимателями. В первом интервью она сказала: "Очень важно показать, что мы до сих пор живы и продолжаем жить даже там, где нас пытались истребить. В лагере Биркенау была убита моя бабушка, и это дает мне право быть здесь и гордиться тем, что я здесь единственная еврейка".
Итак, евреи возвращаются. Недавно газета "НьюЙорк Таймс" опубликовала статью о возвращении евреев в Польшу: первая синагога, первая еврейская школа, первый фестиваль еврейской культуры. Одного только не хватает: евреев. До войны еврейское население составляло 3.5 миллиона человек, например в Кракове проживало до 70 тысяч. Сейчас в Кракове живет 300 евреев. Невозможно представить, но это правда: в программе фестиваля было около 200 мероприятий и более чем 20 тысяч человек приняли участие в них, но только несколько из них были евреями. Только сейчас поляки начали задумываться о роли евреев. Крис Шварц, основатель и директор Еврейского музея в Кракове заметил: "Вместо того, чтобы приезжать и оплакивать погибших, Вы должны чувствовать гордость за тот вклад, которых внесли евреи, живя в Польше на протяжении веков." Интересно, что даже самая стойкая Барбара Стрейзанд недавно дала концерт в Берлине. По словам бывшего директора German Council of Jews в Германии, она была единственной из артистов, которая НИКОГДА не соглашалась давать концерты в Германии из-за Холокоста. Верите ли Вы в возрождении еврейской жизни там, где все напоминает о величайшей трагедии современности?
Норман: Некоторые поляки становятся евреями, чтобы получить компенсацию, положенную пережившим Холокост. Евреи не вернуться в Польшу, эта идея мне кажется утопичной.
Великий шутник Израиль Зангвил (Israel Zangwill) как-то заметил: "Если бы евреев не было, их следовало бы выдумать для удобства политиков во все времена". И конечно Вы догадываетесь, какой вопрос я хочу задать:"Каково будущее антисемитизма?"
Норман: Дочь Клинтонов встречается с евреем. Мэри Мур вышла замуж за еврея. Даже Кеннеди позволяют себе жениться на евреях. Большинство президентов университетов в Ivy League - евреи. Антисемитизм не имеет будущего в Америке, исключение составляют некоторые еврейские организации и еврейские руководители, которые иногда раздувают эту идею.
Несколько дней тому назад выставка «Антисемитизм? Антисионизм? Критика Израиля?», посвященная современному антисемитизму в Европе, открылась на этой неделе в Берлине в здании Министерства иностранных дел Германии. Всего через 60 лет Европа опять обеспокоена ростом антисемитских настроений. И опять Берлин... Что Вы думаете по этому поводу?
Норман: Это очередная, по-своему новая, игра страстей. Вы же понимаете, что это всего лишь хорошо поставленный спектакль, в который вложены деньги. Германия - это не место, где нужно обсуждать проблемы, связанные с Холокостом. Это просто ненормально.
В январе 2007 Генеральная Ассамблея ООН безоговорочно осудила "любое отрицание Холокоста". В резолюции подчеркивается, что память о Холокосте призвана предотвратить возможность будущих актов геноцида, а любые попытки поставить под сомнение реальность этой трагической страницы истории таят угрозу ее повторения.Возможно ли повторение Холокоста в любой форме?
Норман: Большинство населения на планете живет в условиях нищеты, болезней и голода. Например, недавно я посетил сектор Газы: эти люди просто приговорены к смерти. Кого волнует это? Мир все еще болен. "May I never forget or forgive what was done to my parents," - закончил доктор Норман Финкельштейн.
Совершенно неожиданно мой собеседник закончил интервью словами героя знаменитого романа Леона Уриса "QBVIIs": "Мир все еще болен."
Эта статья представляет собой только личное мнение авторов. Понимая, что не всегда мнение авторов и их оценки могут совпадать с мнением читателей, мы уважаем мнение каждого по затронутым в статье проблемам. В заключении хочу выразить слова благодарности профессору Норману Финкельштейну за помощь в создании статьи. Если у Вас возникли вопросы или предложения, пожалуйста, напишите info@allastar.net