"Жизнь
идет. Идет потому,
что есть надежда,
без которой
отчаяние убило
бы жизнь."
(Троепольский
Г. Н.) Они пережили
Холокост... Все
меньше и меньше
людей с нами,
кто пережили...
Хемингуэй
предупреждал:
"Писать правду
о войне очень
опасно и очень
опасно доискиваться
правды..." Писать
правду о Холокосте
почти невозможно,
боль не утихает
и передается
из поколения
в поколение.
Повседневная
жизнь в концентрационном
лагере и гетто...
Эта фраза хороша
для классических
научных работ,
в реальности
это была борьба
за выживание
и сохранение
человеческого
облика. Когда-нибудь
Вы пытались
подобрать
слова, чтобы
описать лица
людей, приговоренных
к смерти заживо
только за то,
что ОНИ - ЕВРЕИ?
Василий Гроссман
в романе "Жизнь
и судьба" был
точен в описании:
"бледные пятна
человеческих
лиц". "Лишь
бы выжить! Как
выжить: честно
или трусливо,
выжить одному
или вместе с
другими." - эти
вопросы задает
герой книги
"Картотека
живых", чешского
романиста и
драматурга Норберта Фрида
(Frid Norbert), который сам
прошел через гитлеровские
лагеря Терезин,
Освенцим и
Дахау. "Среди
всех лишений
и унижений у
заключенного
концлагеря
есть два пути:
он может или
опускаться
все ниже, или
не склониться
и идти против
течения" - продолжает
герой книги
(Вы можете прочитать
и выпечатать
всю книгу на
моем сайте
Books).
Они знали,
что они погибнут...
Они знали, что
надо бороться.
Пришло время
процитировать
последнее
письмо одного
из руководителей
восстания в
Варшавском
гетто Анилевича:
"Главное:
осуществилась
мечта моей
жизни. Я дожил
до того, чтобы
увидеть еврейскую
оборону гетто
во всем ее величии
и великолепии."
Он погиб, защищая
жизнь и свою
мечту. Часто
ли мы задаем
себе вопрос:
"Почему они
восстали?" Они
видели смысл
в защите и сохранении
жизни, а не в
агрессии и
мщении безмолвным
исполнителям
приказов. Эта
идея стала
основной в
создании фильма
"Восстание"
("Uprising"), эти слова
стали его финалом.
И идея жизни
победила, став
неизменным
девизом многих
создателей
Израиля, о которых
написал Томас
Фридман (Thomas Friedman
"From Beirut to Jerusalem"): "Я постепенно
пришел к мнению,
почему Евреи
построили
государство,
а Палестинцы
- нет. Европейские
Евреи, построившие
Израиль, вышли
из культуры
острых граней
и прямых углов.
Они были холодными
и твердыми
людьми, которые
всегда понимали
различие между
успехом и неудачей,
и между словами
и делами. Они
бы никогда не
согласились
на какой-нибудь
заменитель
Родины. Сефарды,
арабские Евреи,
никогда не
смогли бы построить
Израиль. Вместо
этого они бы
пили кофе с
палестинцами."
Идея
ЖИЗНИ И ЛЮБВИ
должна побеждать
всегда. "Эта
история для
фильмов и романов,
история о найденной
любви", - закончила
свой рассказ
Ада Сейберт
(Ada Seibert), бывшая узница
Освенцима
(опубликованная
"Israel Today"). Кошмары
войны, гетто,
лагерь смерти
Освенцим (Aushwitz)
разлучили
влюбленных
на 20 лет. И только
через года,
совершенно
случайно они
встретились.
Годы разлуки
не смогли убить
самое прекрасное
из чувств: ЛЮБОВЬ.
Если бы я могла,
я бы сказала
Аде: "ЛЮБОВЬ
сохранила Вас
и любимого для
Вас." Молодое
поколение не
часто, но задает
себе вопрос:"Достаточно
ли одной любви,
чтобы жить?"
Оказалось, что
этого достаточно,
чтобы жить и
бороться за
жизнь. Эти чувства
- не пример для
современной
"hookup story".
Жизнь дала
им еще один
шанс быть вместе,
и 36 лет они
не расставались
после короткого
письма: "Вы
помните меня?.."
Мы
помним всех...
Сколько же
историй, в которых,
как в сказке,
добро побеждает
зло. Математики
определяют
эту ситуацию
как бесконечность.
Однако одну
цифру мы помним:
6 миллионов.
Это истории
тех, кто любил
жизнь и не смог
дожить до Победы.
Бесконечны
страдания тех,
кто никогда
не узнает о
судьбе родных
и близких. 7 лет
тому назад
София Шустерман,
проживающая
в Миннеаполисе,
рассказала
мне историю
своей семьи
в годы Второй
мировой войны,
показав фотографию
старшей сестры
Доры Мроской
(Dora - Dvoira Mroska; dob - 1920). "Мы
ничего не знаем
о ее судьбе с
1939 года. Мы пытались
искать, но
безуспешно.
Помоги." - сказала
София. Всматриваясь
в молодые глаза
на фотографии,
я вспомнила
стихи: "Если
бы молодость
знала, если бы
старость могла..." Старания
Международного
Отдела Красного
Креста была
напрасными
и в этот раз.
"В
тот день, когда
окончилась
война И
все стволы
палили в счет
салюта, В
тот час на торжестве
была одна Особая
для наших душ
минута. Простились
мы. И смолкнул
гул пальбы, И
время шло. И с
той поры над
ними Березы,
вербы, клены
и дубы В
который раз
листву свою
сменили. Но
вновь и вновь
появится листва,
И
наши дети вырастут
и внуки, А
гром пальбы
в любые торжества
Напомнит
нам о той большой
разлуке. Суда
живых - не меньше
павших суд. И
пусть в душе
до дней моих
скончанья Живет,
гремит торжественный
салют Победы
и великого
прощанья."
Твардовский
А.
Что
же должны испытывать
люди, прошедшие
через кровавые
испытания? А
какие чувства
должны быть
у их детей? Задавая
себе эти вопросы
профессор
университета
в Беэр-Шеве
(Израиль) Дан
Бар-Он (Dan Bar-On) написал
знаменые книги
"Унаследовавшие
молчание",
"Страх и надежда
- три поколения
после Холокоста"
и "Воздвигая
мосты" ("Fear
and Hope: Three Generations of the Holocaust", "Legacy of
Silence: Encounters With Children of the Third Reich", "Bridging
the Gap. Storytelling as a way to work through political and
collective hostilities" Dan Bar-On). В
течение нескольких
лет он интервьюировал
детей людей,
прошедших через
Холокост и
детей нацистских
преступников,
стремясь понять,
какое влияние
на их жизнь
оказывают
страшные
воспоминания.
В 1992 году Дан
Бар-Он решился
на то, что до
него мало кому
даже приходило
к голову. Он
свел вместе
девять евреев
из США и Израиля,
чьи родители
уцелели во
время второй
мировой войны,
и девять детей
нацистских
преступников,
создав группу
TRT ("To Reflect and Trust"- "Размышлять
и доверять").
Дети жертв
и дети палачей
смогли преодолеть
многие психологические
барьеры и начать
помогать другим.
В 1998 году группа
TRT организовала
новый семинар
в Гамбурге под
руководством
Фонда Кербера
(Koerber Foundation - www.stiftung.koerber.de/english/),
куда
были приглашены
люди, пытающиеся
разрешить миром
кровавые конфликты
в своих странах.
Преодолевая
трудности, эти
люди решили
помогать другим
нуждающимся,
прекрасно
понимая, что
кровь и насилие,
боль и мучения,
жестокость
и слезы, и особенно
ненависть не
приведут к
миру. Уникальные
люди, уникальный
опыт и уникальные
результаты,
описанные в
этих книгах.
В 2003 профессор
Дан Бар-Он
стал лауреатoм
германской
премии мира
имени Эриха-Марии
Ремарка.
Почему так
важен этот
опыт? Хотим ли
мы доказать,
что невозможное
возможно? Я
думаю, что не
зная прошлого,
мы не можем
понять настоящее
и думать о будущем.
Наверное нам
нужно учиться
понимать
и доверять,
что приведет
нас к миру
и сохранит
жизнь. Работая
над этой статьей,
я обратилась
к профессору
Бар-Ону с вопросами:"Что
чувствовали
воины предыдущих
поколений? Что
объединяет
переживших
Холокост в
желании жить?"
Каково было
мое удивление,
когда Дан Бар-Он
прислал мне
две главы из
его новой книги
"The Others within Us", которая
посвящена этим
проблемам (Вы
можете прочитать Articles).
Поистине,
человеческая
жизнь бесценна,
и обязанность
спасения и
защиты жизни
лежит как на
конкретном
человеке, так
и на обществе
в целом.
"Берут
оружье в руки
люди -
Защиты
требует Страна,
" - такими словами
я хочу начать
свой рассказ
о тех, кто был
в Ираке. Америка
остается символом
гордости, надежды
и свободы. Легко
ли защищать
СВОБОДУ? К сожалению
этот вопрос
не задают во
время сдачи
теста для получения
Американского
гражданства,
и я думаю, что
это один из
сравнительно
легких вопросов
среди тех, которые
я задала американским
военным. Сейчас
время напомнить
всем нам, что,
как Рабби Тарфон
учил нас, что,
даже если мы
не должны завершать
работу, никто
из нас не имеет
права отказываться
от нее.
|